
Патентование компьютерных и настольных игр
Можно ли запатентовать и защитить игру в РФ? Как запатентовать настольную игру в России?
Какие элементы можно зарегистрировать в РФ?
Существуют ли практические примеры регистрации компьютерных или настольных игр на территории РФ?
Это интересно знать! Сегодня в РФ можно зарегистрировать все составляющие: сюжет, устройства, дизайн, элементы обучения, и др., но не игру как таковую.
Регистрация и защита авторских прав
- Гарантированная регистрация
- Стоимость от 15 000 рублей
- В России и за рубежом
Патентование игр, защита прав разработчиков, пресечение незаконного копирования и ли подделок — сложная и актуальная тема. И хотя ежегодно в России выпускается и продается тысячи разнообразных настольных и компьютерных игр, вопрос их правовой охраны окружен большим количеством «мифов» и толкований. В этой статье мы рассмотрим, каким образом можно получить патент на игру на территории РФ, как обстоят дела с практической защитой своих прав, рассмотрим международный опыт патентования в данной сфере.
Патентование игр: российская и мировая практика
До сих пор существует множество слухов вокруг простого вопроса: «Можно ли запатентовать игру»?
Короткий ответ на этот вопрос — да. На сегодняшний день есть возможность запатентовать как целиком, так и получить охранные документы на определенные её составляющие. В качестве подтверждения можно рассмотреть патент настольных игр: RU2299752, RU2435623, RU2243800, RU2142650 и множество других. Однако, не все просто с патентованием такого рода интеллектуальной собственности. Если присмотреться к самим патентам, то можно заметить что там регистрируются либо устройства, либо… обучающие методики. Почему так? Начнем издалека.
В международной классификации патентов существует отдельный класс — А63 (более того, есть даже специальный подкласс для настольных, карточных, компьютерных и других вариантов — А63F), во многих западных странах этот рынок плотно насыщен патентами на такие инновации. В свою очередь, это значит, что при несанкционированном копировании, подделке, плагиате или использовании охраняемого решения (или даже разработки целиком) могут и последуют судебные разбирательства и штрафы.
Однако запатентовать игру в России — значительно труднее. Можно выделить две позиции, которые характеризуют отечественный игровой рынок:
- во-первых — несовершенная правовая система для патентования игр.
В комментариях к закону об изобретениях и полезных моделях прямо указано, что правила и методику игры запатентовать нельзя (ГК РФ ст.1350-1351). Таким образом, получить патент на изобретение игры, в полном смысле этого слова и согласно международной классификации — затруднительно. Забегая вперед, отметим, что запатентовать можно любые составляющие, элементы, сюжет, устройства — но не игру целиком. Это порождает дополнительные сложности и неудобства для разработчиков, что в свою очередь приводит к…
- во-вторых — редкое практическое применение положений об интеллектуальной собственности.
Многие популярные проекты должным образом не оформлены и не охраняются. На практике, разные разработчики часто выпускают вариации одной, по сути и принципу, игры, которые рассчитаны под «свой сегмент рынка», отличаются по цене, региональным особенностям, качеству и наполненности.
Нужно ли патентовать?
Вопрос о необходимости патентования неразрывно связан с экономической целесообразностью. Дело в том, что учитывая специфику законодательства, нет простого и понятного механизма для такой регистрации, приходится буквально расчленять проект на отдельные элементы, которые, в свою очередь, уже можно запатентовать. И вот тут важно четко выделить и защитить то самое, что будет привлекать ваших потребителей. Все это может отнять время, силы и деньги, не всем разработчики себе могут это позволить. С другой стороны многих останавливает именно сложность процедуры, отсутствие четкого и прозрачного подхода.
Вместе с этим, не зарегистрировав свою собственность (а особенно успешный проект), можно обнаружить несколько клонов и копий, создателей которых будет сложно в чем-то обвинить. Мифы о том, что в России это «вынужденные потери» и «особенности местной конкуренции» только подливают масло в огонь, заставляя разработчиков нести большие потери. В действительности, такие проекты — можно и нужно регистрировать, соответствующим образом отстаивать свои права. Это не только поможет защититься от нечестной конкуренции, но и укрепит позиции самих разработчиков. Вопрос в том, как запатентовать игру?
Что можно запатентовать?
Помимо регистрации игры целиком, можно получить государственную охрану на отдельные её элементы. Хотя правила и методы защитить нельзя, можно защитить ряд своих наработок как минимум от прямого копирования и подделок. Что бы добиться больших результатов, желательна консультация специалиста, который, в свою очередь, поможет выделить подходящие для регистрации элементы.
Рассмотрим примеры того, что может получить гос. охрану:
- Дизайн — в качестве промышленного образца можно обеспечить охрану графической и визуальной составляющей, пользовательского интерфейса. Более того, если он имеет какие-то функциональные особенности, технические новшества, тогда можно рассмотреть и патент на полезную модель.
- Технические новшества, алгоритмы и технологии.
- Систему управления — как специфическое взаимодействие игрока и устройства, принципами обработки и интерпретации команд и пр.
- Персонажи, название, логотип — как товарный знак.
- Сюжет — на основе закона об авторских правах, договора о передаче исключительных прав (исполнителя — заказчику).
- Программу для ЭВМ.
Более того, на практике разработчик может зарегистрировать свой проект как изобретение или полезную модель, «обходя» указание о правилах и методах. Обычно это реализуется с помощью патентования устройства для игры (или совокупности устройств), либо как метода обучения. К примеру, запатентовать настольную игру «Денежный Поток» можно как средство или способ обучения, получение базовых навыков управления финансами.
«Кривцов и Партнеры»: Игры под защитой
В таких непростых условиях разработчику может потребоваться квалифицированная консультация и помощь в патентовании. Компания «Кривцов и Партнеры» хорошо понимает специфику российского законодательства, рынка настольных и компьютерных игры, потребности разработчиков в юридическом сопровождении. Мы на практике знаем, как получить патент на игру в России, эффективно защитить права и добиться соблюдения законных интересов на любом уровне.
Мы предлагаем:
- проанализировать проект и выделить элементы, нуждающиеся в патентовании;
- помощь в сборе документов, подачи заявки и получение охранного документа на игру или её элементы;
- защита интересов и собственности разработчиков на любых уровнях.
Комментарии