КРИВЦОВ И ПАРТНЁРЫ

Защита интеллектуальной собственности

Патентные поверенные, юристы, эксперты по интеллектуальной собственности

ПН.-ПТ. с 9.00 до 21.00 ПН-ПТ 9:00-21:00 +7 (499) 110-91-85
Обратный звонок

Произведение архитектуры как объект авторского права

Относятся ли произведение архитектуры к объектам авторского права? Кому принадлежат авторские права на архитектурный проект? Считается ли построенное здание – объектом авторского права? Как можно защитить права и интересы архитекторов?

!

Важно

С точки зрения закона, архитектурный проект – объект авторского права. Его использование, изменение или переработка требуют соответствующего разрешения правообладателя.

Регистрация и защита авторских прав

  • Гарантированная регистрация
  • Стоимость от 15 000 рублей
  • В России и за рубежом
Бесплатная консультация

Сфера авторского права – невероятно широка. Сюда включаются и литературные, графические, аудиовизуальные произведения. Если о литературе, фотографиях или картинах говорят достаточно много и часто, то архитектурное направление освещено куда хуже. Вместе с тем, в РФ ежедневно создаются новые архитектурные проекты, по ним возводятся здания, комплексы и мемориалы, на создание привлекательных, функциональных и надежных архитектурных решений тратится много сил, времени и денег.

Согласно ГК РФ (ст. 1259), результат творческой деятельности и созданные автором произведения – являются объектами авторского права (АП). Их создатель — физическое лицо, творческими силами которого было создано произведение, обладает комплексом прав по отношению к своему творению. В тексте статьи отдельно указывается, что архитектурные решения, в том числе в виде макетов, проектов или чертежей – также являются объектом АП. В этой статье мы попробуем осветить, как рассматриваются проектирование объектов архитектуры с точки зрения интеллектуальной собственности.

 

Архитектура: авторское право и его объект

В указанной статье кодекса произведения архитектуры отмечены как объект авторского права. В рамках такого объекта рассматриваются также чертежи, макеты, проекты и разработанная на данных основаниях документация. Однако существует и другая проблема, законом, в полной мере, не раскрываются данные понятия, что вызывают разные подходы к толкованию.

Даже в рамках теоретической дискуссии, существует подход, когда здания и сооружения некорректно рассматривать как результат творческой деятельности. В основе такого подхода лежит мысль о том, что результатом творческих усилий было именно составление проекта, по которому проводились строительные работы. Сами строительные работы, в этом случае, не рассматриваются как творческий процесс, относятся скорее к механическому выполнению поставленного задания. С другой стороны, ряд специалистов видит уже реализованный проект, например, построенное здание, как основную объективную форму.

 

Авторское право архитекторов: какой труд охраняется?

 

Основная сложность в определении, охраняет ли дизайн проект авторское право, заключается в сложном и разветвленном процессе его создания.

·        Стадия 1: заказ и идея

Одним из первых этапов его формирования – является постановка задачи. Она может осуществляться заказчиком, общественной потребностью, личной творческой потребностью специалиста, быть по-разному оформлена и задокументирована. Обычно, такое требование или заказ не рассматривается как часть проекта, специалисты не видят в нем творческого вклада и определяющего итог значения (т.е. два архитектора могут создать два абсолютно разных проекта по одним требованиям), а значит не может считаться объектом АП. Идея, которая не имеет конкретного практического выражения, также не может быть признана соответствующим объектом.

·        Стадия 2: архитектурный проект

На этой стадии формируется проектное «ядро» будущего здания или монумента. Архитектор, в ходе свое работы и творческого труда, создает определенное воплощение идей и архитектурных решений в первоначальном проекте. Начиная с этого момента, такой результат интеллектуального и творческого труда — объект АП, на который у архитектора появляются соответствующие права

·        Стадия 3: рабочий проект, документация и макет

Уже после формирования базовой концепции решения, происходит соответствующая доработка, составление технической документации. Нередко бывают случаи, когда проект дорабатывается не первоначальным автором. С точки зрения закона, такая переработка без письменного согласия правообладателя является нарушением соответствующих прав. При соблюдении всех правовых норм, итоговый проект и соответствующая документация может иметь нескольких соавторов.

·        Стадия 4: готовое здание

Как уже говорилось, в теоретическом поле существует разный подход к определению конкретного здания как объекта авторского права. ВОИС и ЮНЕСКО, в этом случае, рассматривают произведение архитектуры как здания либо аналогичные сооружения, в которых присутствуют оригинальные конструктивные и творческие решения и элементы.

Помните!

Авторские права на дизайн проект интерьера или здания – не единственная возможность защитить свою интеллектуальную собственность. Некоторые решения, в этой сфере, могут быть патентоспособными как промышленный образец.

Права архитектора в РФ

Говоря об существующей правовой практике защиты интересов архитекторов в РФ необходимо тщательно разбирать каждый конкретный случай. Здесь очень важно четко понимать статус и развитие объекта АП на протяжении всего цикла проведения проектных и строительных работ, тщательно анализировать все подписанные соглашения и документы.

!

Совет

Компания Кривцов и Партнеры предлагает своим архитекторам и строительным компаниям правовую помощь и комплексную консультацию, мы поможем избежать ошибок в составлении трудового договора, нарушения прав третьих лиц, отстоим интересы на любо уровне. Подробнее о защите авторских прав.

Произведение архитектуры как объект авторского права
Оценок еще нет

Получите бесплатную консультацию юриста

  • Консультируем более 3500 клиентов ежегодно
  • Оставьте заявку и мы свяжемся с Вами!
Заказать
Читайте также

Комментарии

Оставте комментарий