КРИВЦОВ И ПАРТНЁРЫ

Защита интеллектуальной собственности

Патентные поверенные, юристы, эксперты по интеллектуальной собственности

ПН.-ПТ. с 9.00 до 18.00 ПН-ПТ 9:00-18:00 +7 (499) 110-91-85
Обратный звонок

Развитие франчайзинга в России: перспективы и особенности

Как появился франчайзинг в России? Есть ли перспективы развития франчайзинга в РФ? На какие франшизы необходимо обратить внимание начинающим предпринимателям? Какая стратегия развития франчайзинга актуальна для российского рынка? Возможно ли стремительное развитие франчайзинга в России?

Франчайзинг – особая форма ведения бизнеса, которая заключается в сотрудничестве нескольких компаний или предпринимателей, обычно объединенных одним брендом, правилами и договором коммерческой концессии.

Разработка договоров по защите интеллектуальной собственности

  • Разработка от 15 дней
  • Стоимость от 20 000 рублей
  • В России и за рубежом
Бесплатная консультация

О чем речь?

 

Основатель такого комплекса (франчайзер) предоставляет другим предпринимателям (франчайзи) возможность использовать сой бренд, товарный знак, коммерческое обозначение и наработки для ведения бизнеса за вознаграждение. Такое вознаграждение может быть представлено как единовременный или стартовый (паушальный) взнос и регулярное отчисление (роялти). Именно по такому принципу и работают известные мировые «гиганты»: McDonald’s, SUBWAY, KFC и др.

 

История развития франчайзинга в России

 

В современном понимании, франчайзинг пришел на территорию РФ достаточно недавно – в конце 20 века. Именно начало 90-х годов, во многом благодаря успеху иностранных компаний, принято считать «точкой отсчета» для франшиз в России. С того времени наблюдался определенный дисбаланс, на отечественном рынке находилось больше иностранных франшиз, хотя к сегодняшнему дню этот показатель выравнивается. По словам президента Ассоциации Франчайзинга Александра Майлера, в перспективе отечественные компании должны занять приблизительно 70% рынка.

 

Особенности развития франчайзинга в России

 

С момента появления у отечественного франчайзинга была масса особенностей и проблем, некоторые из которых остались актуальными и сегодня:

  • Сложная правовая база

В современном законодательстве нет отдельного подхода к системе франчайзинга, все опирается на договор коммерческой концессии. Данное направление осложняется тем, что в общественном сознании закрепилось определенное пренебрежение к объектам интеллектуальной собственности. Вместе с этим, именно на предоставлении бренда и товарного знака, уже доказавшего свою успешность бизнеса, и базируется такая система. С другой стороны, за последние годы наметились определенные продвижения в этой сфере, совершенствуется правовая база, укрепляется правоприменительная практика.

  • Закрытость франчайзеров, непроработанные практики сотрудничества

Еще одну сложность на данном рынке создали себе сами предприниматели. На текущий момент характерны две противоположные тенденции. многие серьезные франшизы неохотно идут на контакт, не всегда могут четко объявить о своих требованиях и условиях, достаточно замкнуты. Нередко франчайзи оказываются один на один со своим бизнесом и арендованным товарным знаком, без малейшей поддержки. Однако, хотя история развития франчайзинга в нашей стране не очень продолжительна, РФ уже является одним из лидеров по количеству франчайз-стартапов, демонстрирует фантастические темпы роста в данной сфере. Конечно, большинство из указанных франшиз могут быть достаточно нестойки и молоды, но есть предположения о выравнивании динамики такого развития.

  • Неоднородность

Еще одна отличительная черта российских франшиз – их сосредоточение в крупных городах. Многие компании все еще предпочитают не рисковать, развивать свои проекты там, где точно есть инфраструктура, люди и деньги. С другой стороны, именно возможность децентрализованного управления на большой территории «сделало успех» франчайзинга в США.

  • Интерес государственных структур

Использованием наработок и опыта франчайзинговой модели все активнее интересуются представители традиционно государственных сфер. ЖКХ, почта, банковская сфера, центры обслуживания – все эти структуры активно присматриваются к подобной практике, она неплохо зарекомендовала себя в ряде европейских стран, а потому всерьез рассматривается как возможность для реформирования.

 

Перспективы развития франчайзинга в России

 

Это интересно!

За последние три года рынок франшиз в России увеличился практически вдвое.

 

По мнению экспертного сообщества, еще в течении 5 лет РФ ожидает устойчивый рост количества создаваемых франшиз. Изменения должны коснуться и «качественного» наполнения, с развитием рынка должны прийти и соответствующие наработки ведения дел. Уже сейчас для компенсации этого недостатка и поиска потенциальных партнеров, существуют компании посредники, которые значительно облегчают процесс взаимодействия с франчайзи и франчайзера, берут на себя большинство стартовых рисков.

Кроме того, интеллектуальная собственность – тоже немаловажный элемент для данной формы ведения бизнеса, одно из направлений по которому идет последовательная работа. Создание доступных и понятных механизмов создания, регистрации и защиты своих патентных и авторских прав, товарных знаков и интересов, может положительно сказаться на развитии франчайзинга.

!

Совет

Компания «Кривцов и Партнеры» предлагает своим клиентам комплексную поддержку при разработке или присоединению к франшизе. Мы поможем разобраться во всех тонкостях договора концессии, проверить обсуждаемый товарный знак, оценить риски и перспективность бренда.

Развитие франчайзинга в России: перспективы и особенности
Оценок еще нет

Получите бесплатную консультацию юриста

  • Консультируем более 3500 клиентов ежегодно
  • Оставьте заявку и мы свяжемся с Вами!
Заказать
Читайте также

Комментарии

Оставте комментарий