КРИВЦОВ И ПАРТНЁРЫ

Защита интеллектуальной собственности

Патентные поверенные, юристы, эксперты по интеллектуальной собственности

ПН.-ПТ. с 9.00 до 21.00 ПН-ПТ 9:00-21:00 +7 (499) 110-91-85
Обратный звонок

Защита коммерческой тайны

Информация считается одной из важнейших ценностей в современном мире, для неё предусмотрена правовая охрана с имуществом и недвижимостью. Защита персональных данных в России, ноу-хау, изобретений и др. интеллектуальная собственность актуальный вопрос для отечественной практики.

!

Важно

Для компаний важно сохранить свое место на рынке, на правовом уровне защитится от утечек и шпионажа, публикации конфиденциальных коммерческих сведений. Для этого предусмотрен специальный механизм — введение режима коммерческой тайны.

Защита интеллектуальной собственности в суде

  • Стоимость от 40 000 руб.
  • Сопровождение на всех этапах защиты
  • В России и за рубежом
Бесплатная консультация

Что такое коммерческая тайна?

Коммерческая тайна, в общем понимании, является это специфической информацией, которая представляет ценность для компании, позволяет производить определенные товары, предлагать услуги, снизить расходы либо принимать экономические и организационные решения. Важным критерием данной информации является сохранение её секретности по отношению к третьим лицам.

С правовой точки зрения, коммерческая тайна – это регламентированный Федеральным Законом режим конфиденциальности, который обеспечивает сохранность и контроль над распространением и использованием определенной информации. Для сведений, подпадающих под перечень режима конфиденциальности, действует понятие «информация, составляющая коммерческую тайну». Несмотря на определенное терминологическое разночтение толкования и правовых норм, именно на этот статус и опираются широко применяемые в бизнесе «ноу-хау» и секреты производства. Важной особенностью является невозможность обладания подобной информацией физическим лицом, которое не ведет предпринимательскую деятельность.
Данный правовой статус позволяет защитить компанию от несанкционированного распространения или «утечки», предусмотрена административная и уголовная ответственность за разглашение коммерческой тайны. Кроме того, такая информация рассматривается как нематериальный актив, может быть привлекательным фактором для инвесторов.

Такая информация должна отвечать следующим требованиям:

• она не является и не может быть признана общеизвестной;
• она может использоваться или используется для получения коммерческой выгоды;
• сокрытие данной информации не наносит обществу вред;
• она не имеет другого статуса и другой законодательной защиты;
• раскрытие такой информации причинит ущерб или упущенную выгоду для предприятия.

Особенности защиты коммерческой тайны

По закону для защиты информации режимом коммерческой тайны, не требуется ее специальная регистрация в каких либо органах. Исключение составляют только те случаи, когда в перечень конфиденциальной информации включены зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности.

Пример: Компания Coca-Cola охраняет свою формулу и процесс создания напитка именно режимом коммерческой тайны уже более 100 лет. Ни один патент мира не может предоставить такого срока охраны.
Практически единственным требованием для такой информации является её неизвестность для широкого круга лиц. Это напрямую связано с требованиями к внедрению режима тайны, ограничения и учета круга лиц с доступом к охраняемым данным.

Следует отметить, что охрана коммерческой тайны строится на соблюдении норм и требований данного режима. Именно за нарушение трудового, гражданско-правового и лицензионного договоров, со стороны работников, контрагентов и партнеров предусмотрена правовая ответственность.

Таким образом, можно четко сказать, что защищается не сама сущность охраняемой информации, а способ получения доступа к данным предприятия. Если имеет место нарушение хранения персональных данных входящих в корпоративную тайну, законная публикация сведений и пр., способ сделать информацию общеизвестной, который не нарушает действующего закона, либо утечка произошедшая по вине компании – доказать что-либо будет крайне сложно.

Способы защиты от разглашения коммерческой тайны

К способам защиты от разглашения конфиденциальной информации относят как организационные, так и материально-технические, программные средства. Минимальный необходимый перечень таких мер регламентируется законом и включается в соответствующий перечень.

Стоит еще раз подчеркнуть:

Коммерческая тайна, без надлежащих мер со стороны обладателя, не имеет правовой охраны. Компании придется принять комплекс мер по созданию и поддержке коммерческой тайны, обеспечить должный режима сохранения информации.

Компании, которые передают права на охраняемые данные контрагентам или партнерам частично или полностью предусмотрено несколько способов заключения договора:

• Лицензионный договор – для таких договор характерна передача не только защищенных сведений, но и прав на использование торговой марки или иной интеллектуальной собственности
• Договор о передаче ноу-хау – это мало регламентированное направление заключения договоров в РФ, несмотря на это, широко применяющееся на практике. Объектом такого договора может быть само ноу-хау, как нематериальный актив, где передается сведения и регламентируются действия сторон.

В таких договорах обычно четко указывают не только описание сведений защищенных режимом КТ, но также права и обязанности сторон. В такие обязанности входит поддержание режима конфиденциальности, возможность или ограничения на дальнейшую передачу оговоренных данных, возможные санкции и штрафы за разглашение коммерческой тайны.

Основной сложностью в вопросе привлечению к ответственности является вопрос — «Как доказать разглашение коммерческой тайны?». Обобщив отечественную практику можно выделить следующие возможности:

• Показание свидетелей;
• аудио-видео записи;
• документы или документальные подтверждения;
• служебную переписку;
• маркированную информацию и технологию маркирования точек передачи

На практике это самый сложный элемент, наряду с оценкой ущерба нанесенного компанией. Однако, если информация стала общедоступной – режим конфиденциальности нарушен для всех участников. И хотя незаконное разглашение коммерческой тайны влечет уголовную, а не административную ответственность, дальнейшая судьба разглашенных данных уже не во власти компании.

Фактически, когда третье лицо, добросовестно и без нарушения закона, пришло к тем же выводам и результатам, которые являются чьим-то ноу-хау, он волен распоряжаться информацией по своему усмотрению. Если же такое лицо на основании всего этого зарегистрировало, к примеру, изобретение, то режим коммерческой тайны также нарушен. Из этого исходит еще один способ защиты – мониторинг публикаций и профильной темы.

Компания «Кривцов и Партнеры»: ваш коммерческий секрет

Компания «Кривцов и партнеры» специализируется в сфере интеллектуальной собственности и предлагает комплексную помощь и консультации по режиму коммерческой тайны на предприятии. Мы руководствуемся широким практическим опытом, знаем, как обезопасить вашу компанию в отечественных реалиях.

!

Совет

Мы предлагаем: • помощь с введение режима коммерческой тайны, сбор и составление необходимых документов; • проведение инструктажа, экспертиза информации, идей, наработок и технологий; • представительство интересов клиента на любых уровнях;  • мониторинг и анализ публикаций, рисков, заявок на интеллектуальную собственность в интересующей сфере.

Получите бесплатную консультацию юриста

  • Консультируем более 3500 клиентов ежегодно
  • Оставьте заявку и мы свяжемся с Вами!
Заказать

Читайте также

Комментарии

Оставте комментарий