Контрафактная продукция – это серьезная угроза, как для успешного и процветающего, так и для молодого бренда. Насыщенность рынка поддельной продукцией не только заставляет напрямую терять деньги производителя, но и часто приводит к солидным репетиционным издержкам. Борьба с контрафактом в России – это сфера деятельности не только государства, но и предпринимателей.
Большинство историй, которые освещаются в СМИ сегодня, обычно связаны с продуктами питания, алкоголем или медикаментами. Это объясняется тем, что контрафактную продукцию в этих сферах проще всего подделать, а сами подделки могут привести к крайне негативным последствиям для здоровья. Однако и в других категориях товаров нанесенный ущерб может быть достаточно велик.
Что такое контрафакт?
Для начала необходимо разобраться с терминами «контрафакт» и обозначить виды контрафактной продукции. И хотя это «звенья одной цепи», они имеют значительные отличия, а значит и методы борьбы с ними могут серьезно различаться.
Контрафакт, в его общем понимании — это продукция, которая была изготовлена с нарушением права интеллектуальной собственности. К контрафакту принято включать товары, которые промаркированы чужим товарным знаком, изготовлены без лицензии (если концепция защищена патентом на изобретение, полезную модель либо промышленный образец), либо нарушают авторские и смежные права (литература, наука, искусство).
Можно выделить следующие виды:
- Фальсификат или подделка – товар, замаскированный под продукцию различных торговых марок, с нанесением товарного знака или целенаправленным сходством отличительных черт для введения потребителя в заблуждения. Обычно он крайне низкого качества, но способен не только испортить репутацию, но и представлять опасность для здоровья.
При этом существует еще один вид поддельной продукции, также именуемой «контрафактом», но имеющее совершенно конкретные черты и специфику
- Контрафакт, в узком понимании – это тоже незаконный товар, который нарушает права на интеллектуальную собственность. Однако, в отличие от дешевой подделки, выполнен «на совесть». Если фальсификат легко распознается по качеству изготовления, с ним иногда борются посредством голографических эмблем и сложно воспроизводимых наклеек, то с контрафактом все намного сложнее. Его специфика состоит в том, что он может даже не уступать оригиналу, либо отличия будут незаметными и не вызовут нареканий у потребителей.
Если цена на данный товар будет ниже чем у оригинальной продукции, то и спрос может возрасти. Вот только производитель оригинальной продукции, который вкладывал средства в разработку товара, продвижение своего бренда теряет деньги…
- Третий вид контрафакта по большей части относится к информационным продуктам. К так называемому «виртуальному контрафакту» относятся не только пиратские программы, музыка, но также программы и услуги в IT или медиа сфере.
<и>Чем грозит производство и распространение контрафакта?и>
Защита от контрафактной продукции опирается на законы Российской Федерации. Предусмотрена и применяется следующая административная и уголовная ответственность за контрафактную продукцию:
<и>Административный Кодекс (КоАП РФ)и>
- Ст. 7.12 – за нарушения авторских, патентных и смежных прав предусмотрен штраф
- от 1500 до 2000 рублей для физ. лиц.;
- от 10 до 20 тыс. рублей для должностных лиц;
- от 30 до 40 тыс. рублей для юр. лиц.;
- Ст. 14.10 – за нарушения прав на товарный знак штраф:
- от 5 до 10 тыс. рублей для физ. лиц и граждан;
- от 10 до 50 тыс. рублей для должностных лиц;
- от 50 до 200 тыс. рублей для юр. лиц и организаций;
а также компенсация правообладателю (на выбор):
- от 10 тыс. до 5 млн. рублей;
- двукратная стоимость реализованной продукции;
- двукратная сумма возможных платежей по лицензионному договору.
Уголовный кодекс (УК РФ)
- Ст. 146 – за незаконное использование, сбыт, хранение или транспортировку объектов смежных и авторских прав, которые нанесли ущерб на сумму более 100 тыс. рублей:
- Штраф до 200 тыс. рублей или доход за 18 месяцев;
- исправительные или принудительные работы, лишение свободы на срок до 2 лет.
Если ущерб превысил 1 млн. рублей, либо причастна группа лиц, имел место сговор, осуществляло лицо злоупотребившее своим служебным положением:
- штраф до 500 тыс. рублей, или совокупный доход за 3 года;
- Исправительные или принудительные работы, тюремное заключение до 6 лет.
- Ст. 147 – за незаконное использование промышленного образца, полезной модели или изобретения, которые нанесли ущерб на сумму более 100 тыс. рублей:
- штраф до 200 тыс. рублей;
- Исправительные, принудительные работы или лишение свободы до 2 лет.
Если нарушение было осуществлено по предварительному сговору, группой лиц или при злоупотреблении своим служебным положением:
- Штраф до 300 тыс. рублей;
- Работы или лишение свободы до 5 лет.
- Ст. 180 – за незаконное использование торговой марки или иных средств индивидуализации, в зависимости от причиненного ущерба и характера дела
- штраф до 1 млн. рублей;
- Исправительные, принудительные работы или лишение свободы до 2 лет.
Если нарушение было осуществлено по предварительному сговору, группой лиц или при злоупотреблении своим служебным положением:
- Штраф до 300 тыс. рублей;
- Работы или лишение свободы до 4 лет.
Борьба с контрафактной продукцией
И хотя эта проблема известна достаточно давно, до сих пор нет эффективных и единообразных механизмов, которые действовали бы и на международном уровне и позволяли в глобальном масштабе остановить контрафакт. Россия, несмотря на это, имеет свой опыт по борьбе с производством или сбытом такой продукции и привлечении нарушителей к ответу.
Самым первым шагом в противодействии нарушителю должна стать экспертиза контрафактной продукции. Даже в случае очевидного сходства до степени смешения, результат экспертизы станет серьезным аргументом для суда и государственных органов.
Обобщив можно выделить следующие шаги для противодействия:
- Составление досудебной претензии, уведомления нарушителя о своих законных правах. Такое уведомление должно быть составлено в письменном виде, документально подтверждаемо, передано преимущественно обычной почтой с уведомлением о вручении. Может содержать требование прекратить нарушение, выплатить компенсацию или заключить лицензионный договор. Если подобное уведомление будет проигнорировано, то дело может рассматриваться как умышленное нарушение ваших прав, а значит, возрастет возможная компенсация.
Если досудебные меры не принесли результата, необходимо обратится в органы МВД и Прокуратуры и подать заявление по контрафакту для возбуждения дела.
- Составление искового заявления, подготовка необходимых материалов для суда. Данный этап может занять достаточно продолжительное время. В этом случае также следует:
- Подача заявление в антимонопольную службу о проверки действий нарушителя на предмет признаков недобросовестной конкуренции.
- Немаловажным шагом для стран СНГ является и взаимодействие по данному вопросу с таможенными органами. Необходимо внести ваш объект интеллектуальной собственности в соответствующий Таможенный реестр (ТРОИС). Это позволит активно сотрудничать с таможенными органами, не допустить импорта или вывоза контрафактного товара через границу РФ.
- Взаимодействие с контролирующими органами, службой по защите прав потребителя. Очень часто есть возможность воздействовать на нарушителя «с другой стороны»: предпринимательская деятельность таких компаний часто имеет серьезные нарушения; условия производства могут не соответствовать требованиям и нормам; у работников таких «заводов» могут быть свои претензии к руководству.
При противодействии производству и распространению контрафакта необходимо понимать, что это направление – комплексное. Для достижения результата необходима квалификация и значительный опыт, а потому советуем обратить внимание на компании, предлагающие услуги по борьбе с контрафактом.
Сложности
- Выявление контрафактной продукции
Далеко не всегда такую продукцию легко найти, нарушитель обычно не заинтересован в привлечении не нужного внимания, а тем более выявление контрафактной продукции. Такая продукция может распространяться скрытно, наряду с оригиналом, быть практически неотличима, набирает популярность сбыт через интернет. Чтобы обнаружить такую продукцию необходимо хорошо разбираться в тонкостях поиска и мониторинга рынка, иметь опыт борьбы с контрафактом и провести соответствующую экспертизу.
- Корректное определение нарушителя
Даже если удалось найти несколько точек сбыта незаконной продукции, это еще не означает победу. В большинстве случаев организация незаконного производства вовлекает группу лиц. Очень важно правильно идентифицировать будущего ответчика, в противном случае меры не возымеют должного эффекта, а процесс взыскания компенсации может сильно затянуться.
Данная задача по праву считается одной из самых непростых в борьбе с контрафактом. В большинстве случаев необходимо документально подтвердить и доказать оборот контрафактной продукции и объем вырученных средств. Злоумышленники, в свою очередь, обычно знают об этом, а значит, стремятся любым способом скрыть реальные цифры. Многие компании стараются прибегать к фиксированной компенсации, не связываясь больше необходимого с расчетом упущенной прибыли или реализованной контрафактной продукцией.
- Производство подделок за рубежом
Одна из самых сложных сфер для регулировки в связи с отсутствием одного четкого подхода по пресечению контрафакта в мировой практике. Контрафактная продукция в России часто имеет иностранное происхождение, в стране находятся только реализаторы, когда настоящий центр производства остается вне юрисдикции гос. органов. Можно призвать к ответу и таких нарушителей, но возможная компенсация будет несопоставима с ущербом, не говоря уже о долгосрочной эффективности таких мер. Хорошим шагом тут будет тесное сотрудничество с таможенными органами, внесение своего товарного знака в ТРОИС.
«Кривцов и Партнеры»: Эффективная борьба с контрафактом
Компания «Кривцов и Партнеры» предлагает услуги квалифицированных специалистов для противодействия производству и распространению контрафактной продукции. В своей работе мы придерживаемся комплексного подхода, системного противодействия злоумышленникам и предупреждению возможного ущерба.
Мы предлагаем:
- консультации экспертов, выявление и устранение уязвимостей продукции и бренда;
- регистрация ваших объектов интеллектуальной собственности в соответствующем Таможенном реестре (ТРОИС);
- постоянный мониторинг и выявление контрафакта, участие в розыскных мероприятиях, рейдах;
- грамотное юридическое сопровождение, сбор всех необходимых свидетельств и материалов, подготовка досудебных и исковых заявлений, ведение деловой переписки, помощь во взаимодействия с гос. органами;
- юридическая помощь и представление интересов клиента на любом уровне, в переговорах с нарушителями и др.
Мы участвуем в международных и национальных форумах, круглых столах и конференциях по борьбе с данной проблемой, хорошо знаем отечественные реалии и международную практику, стараемся поддерживать тесную связь с таможенными и правоохранительными органами, международными объединениями и ассоциациями. Мы поможем совместно выработать эффективную стратегию противодействия параллельному импорту, ввозу и продаже «серых» товаров, как на рынках и в магазинах, так на интернет платформах.